Лечение аутизма

а-ртджет. Открытие

В 2012 году  был открыт «а-ртджет»- проект для детей и подростков с аутизмом и аутистическими чертами.  Занятия проходили раз в неделю в пространстве «Легко-Легко».  В группе принимали участие дети не только с аутизмом. Их трудности часто выражались в том, что принято называть проблемами социализации. Многие дети находились на домашнем обучении. В общем, в силу различных причин, этим детям и подросткам было сложно следовать нормам и правилам, которые выдвигались учебными и воспитательными учреждениями. Конечно, их сложности могли быть и еще более значительными, как, например, проблемы связанные с их ощущением тела, с тем, что принято называть «агрессивным поведением», «навязчивыми мыслями», «слуховыми галлюцинациями» и т.д.

Каковы же были наши ориентиры, подходы и цели проекта?

Адаптация? Существует достаточно распространенное мнение о том,  что в таких случаях ребенок, не  принимая и не следую требования среды, испытывает проблемы на уровне адаптацией. Так ли это?  Аадаптация — это процесс приспособления организма к условиям изменяющейся среды. Но теория, уравнивающая ребенка и организм, не учитывает того, что ребенок- это существо говорящее. Достаточно даже беглого взгляда на историю развития ребенка, чтобы заметить, что то, что является сущностью человека, существа говорящего, так это его способность менять и даже бросать вызов тем условиям, в которые он помещен. Когда ребенок начинает издавать свой первый крик, он только этим и занимается. Он бросает ей вызов! Этот вызов, первый крик ребенка, заставляет «крутиться мир» вокруг него в лице его ближайшего окружения…Бывает, случается и так, что крик ребенка не становится знаком для других или для самого ребенка. Тогда  -это помещает ребенка на уровень реального объекта. Это затрудняет вхождение в язык.

Коррекция?  Коррекция подразумевает такой подход, где во главе угла находится представление о норме. Но понятие психической нормы- это понятие, которого не существует в природе, оно является понятием исключительно социальным и, соотвественно, условным, т.е. зависящим от самого социального пространства. От чего зависит желание и способность ребенка следовать норме или вообще некоторому идеалу? Если речь идет о желании, то в этом случае мы сталкиваемся с тем, что можно назвать загадкой выбора. Если ребенок оказывается вовлечен в отношения с другими людьми, то это потому, что он стал существом говорящим. Или мы можем сказать ребенок «вошел в язык». И дело не в том правильно ли он произносит слова, а в том, какую функцию для него выполняет язык. Становится ли для него язык тем, что позволяет удерживать мир вокруг него, организуя связи между вещами и позволяя обозначить себя в нем? Коррекционный подходе не позволяет задаваться вопросами о том, чему служит субъекту язык.

Арт- терапия? Мы проводили различные творческие ателье.  Правда ли дело в том, что проблема состоит в отреагировании  подавленных чувств и эмоций?  Что с помощью творчества посредством интерпретации терапевта мы получаем доступ к чему-то реальному?   Ориентирами в этих вопросах для нас было обозначение собственной позиции- позиции, где мы не знаем для чего служит творчество в случае каждого конкретного субъекта. Многочисленные свидетельства творческих личностей убеждают нас в том, что каждый человек находит свое собственное применение творчеству. И иногда даже творчество служит тому, чтобы как раз не понимать, для того, чтобы остановить производство смысла.

Таким образом, наш подход — это поиск и создание условий для того, чтобы стали возможными собственные изобретения участников, их собственные находки в отношении себя, своего тела и по отношению к внешнему миру.  Для этого необходимо, чтобы те, кто работает с детьми (психологи, педагоги, логопеды) были ориентированы клинически, т.е. ориентированы на то, что встречается именно на уровне феноменов (различного рода проявлений) у каждого конкретного ребенка. Эта ориентация подразумевает умение специалиста наблюдать, слушать и читать ту логику, с помощью которой ребенок определяет своем место и место других, чему служат его защиты. Но и это не самое главное. Самое главное- это не знать за ребенка, не знать как нужно. У любого субъект есть огромный потенциал. Но далеко не у каждого находится партнер, поддерживающий его находки.

«а-ртджет» – неологизм, ставший названием проекта, означивает, с одной стороны, сам процесс происходящий в проекте (от джет (впрыск, введение) через арт (творчество)), что располагает данный процесс в координатах, находящихся ближе к искусству, чем к науке и исследованию когнитивных процессов. С другой стороны, для тех, кто знаком с психоаналитической теорией, в частности, с теорией Лакана, это название говорит о несколько большем. Отделенное тире «а» — это название объекта, который находится вне поля языка, того, что выпадает из символизации, того, что делает слово «живым», наполненым. Этот объект непосредственно имеет отношение к телу. Например, это голос и взгляд — те объекты, которые в случае детей с аутизмом могут стать предметом особых волнений и тревог для них.

 

Ирина Соболева

Исполнительный Директор АНО «Плюс Один», психолог, психоаналитик,

член Новой лакановской школы и Всемирной Ассоциации психоанализа

© Автономная некоммерческая организация «Плюс Один». 2017